Гениальный (и, к сожалению, ныне уже почивший) физик, философ, переводчик и исследователь исихазма Сергей Сергеевич Хоружий — о недопустимости имитации традиции. Очень интересная статья в "Вопросах философии", 2017 г.
"Вкупе с оценками, уже данными выше, можно заключить, что современный традиционализм – глубоко фальшивая формация идейной жизни. Его прямая аналогия – индустрия подделок под старину – изготовления поддельных картин старых мастеров, предметов мебели, артефактов древних культур, – издавна существующая в мире искусства и антиквариата. И нельзя не заметить, что сознание, занятое подделкой традиции или стилизацией под традицию, – полярная противоположность сознанию, обладающему традицией и стоящему в традиции. Поэтому традиционализм представляет опасность для традиции, и традиция нуждается в защите от традиционалистов".
"Никакие вариации сегодняшнего российского традиционализма и византизма не призывают к подлинному вхождению в традицию, погружению в ее живой опыт. Все они суть разного рода спекуляции на традиции, главным полем которых являются история и политика, причем история – с уклоном в историософию, а политика – с уклоном в геополитику, т.е. в области, издавна предпочитаемые авторами эксцентрических паранаучных построений. В этих спекуляциях можно выделить определенные базовые элементы. Основной прием традиционализма – устройство «чистого пространства», где он мог бы бесконтрольно развивать свои недоказуемые теории. И, как правило, под «чистое пространство» тем или иным способом зачищаются массивы исторического времени, прошлое и/или будущее. Образцовый пример – «изначальная традиция», концепт, на котором стоит весь «традиционализм в узком смысле». Она добавляет к реальному историческому прошлому мнимый предысторический отрезок, заполняемый ее создателями ad libitum, как им требуется, и на базе этого заполнения, в свете вымышленной традиции, вся картина реального прошлого кардинально меняется, переформатируется. Иными словами, посредством прото-традиции осуществляется подмена, или же кража прошлого. Аналогично, в традиционализме-византизме апокалиптические и эсхатологические схемы создают «чистое пространство», недоступное для критического разума, с помощью толкований на Апокалипсис – специфического жанра, всегда служившего почвой для фантазий и спекуляций. Современный византизм переводит эти спекуляции в наукообразный дискурс, продуцируя футурологические концепции и стратегии и создавая образ или модель будущего, формируемого определенной апокалиптической схемой. Иными словами, посредством апокалиптических схем осуществляется своего рода присвоение будущего. И можно с достаточным основанием считать, что кража прошлого и присвоение будущего – две основные рабочие техники традиционализма".