Открытия нового здания Третьяковки на Кадашевской набережной мы ждали почти 30 лет. Но оно стоило того. Первой в ее стенах и центральным выставочным проектом галереи в 2024 году стала стартовавшая на прошлой неделе выставка «Передвижники» с более чем неожиданной структурой.
Выбор проекта для открытия новых пространств на Кадашевской набережной неслучаен. Творческий подъем передвижников в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Михайловича Третьякова. Их произведения стали стержнем собрания основателя галереи. Так что, представляя посетителям новые музейные пространства, галерея вспоминает о своих истоках,
- подчеркнули в Третьяковке.
Проект музейного корпуса на Кадашевской набережной был закончен в 1995 году. Закончен, но не готов: музейщиков он не устроил. Стали переделывать, упорядочили внутреннюю структуру, но из-за этого архитектурные решения получились слишком тяжелыми и монолитными: совсем не то, чего ждешь от музея, прямо скажем. Тогда объявили конкурс на образное решение фасада, в котором победил проект бюро SPEECH Сергея Чобана. Он предложил разместить на главном фасаде разноразмерные окна в толстых рамах, имитирующие развеску картин на музейных стенах.
Внутри нового корпуса — большой атриум со стеклянной крышей, 35 тыс. кв.м выставочных пространств, зал-амфитеатр для конференций, реставрационные мастерские и многое другое. Со зданием Третьяковской галереи, построенным в 1930-е архитектором Щусевым, новый корпус соединен коридором из стекла и металла.
Экспозиция «Передвижников» рассказывает не только и не столько о картинах Репина, Поленова, Перова, Шишкина, Крамского, Куинджи, Левитана, Саврасова, которые знакомы всем с дошкольного возраста. Ее главной темой стали истории времени - самого Товарищества передвижных художественных выставок, людей, поддерживавших и критиковавших художников, тех, кто жил и работал в одно время с ними.
Особенность структуры выставки – в том, что 150 картин собраны не «по авторам», а по годам, когда они впервые были показаны публике. Поэтому полотна того же Левитана разбросаны по нескольким залам. А рядом с ними – картины авторов с менее известными именами: например, работы Эмилии Шанкс, первой женщины, ставшей членом товарищества. Не меньшее внимание уделено портретам людей, бывших рядом: арт-критика Владимира Стасова, который постоянно помогал передвижникам, членов императорской семьи, при которых Товарищество передвижных художественных выставок , Александра Островского и Льва Толстого, Петра Чайковского и многих других.
Некоторые разделы выстроены по другой логике: например, есть блоки пейзажей и детства, где представлены портреты детей художников. Есть «Выход в XX век: передвижники вне ТПХВ» и раздел, посвященный художникам, чьи картины в свое время не приняли на выставки Товарищества.
Выставка на Кадашевской будет работать до 6 апреля. Идти обязательно. Но лучше в будни: кажется, в выходные сюда пытаются втиснуться все.
#Передвижники #Третьяковка #Выставка #Левитан