Вчера в книжном «Достоевский» на Воздвиженке представили роман, который не просто ждут в списках бестселлеров, — о нём уже спорят. «Альтернатива» Александра Журавского — это не просто футурологический триллер. Это резкий, детализированный, пугающе убедительный портрет завтрашнего дня, написанный рукой не фантазёра, но авторитетного аналитика, который знает механизмы власти изнутри.
Журавский — историк, религиовед, государственник — создал текст, на который ложится отпечаток его уникального опыта. Это чувствуется в каждой сцене: в хитросплетениях политики Вашингтона и Москвы, в бесстрастной логике спецслужб, в тонких богословских намёках, встроенных в диалоги искусственных интеллектов. При этом это еще и головокружительный экшн.
По сюжету, Илон Маск — становится президентом США. Его alter ego и главный стратег — суперразум Дель, проецирующий себя в образе мальчика-вундеркинда. У России тоже есть суперинтеллект — «Альта», «пронизавший» все сферы нашей жизни. Всё это — не ради фантастического антуража. Это лаборатория, где испытываются главные идеи XXI века: что есть человек перед лицом бесстрастного разума? Где граница эффективности и этики? И может ли тот, кого мы создали, возжелать стать нашим Творцом?
Книга смело работает с прогнозами. Одни — уже сбываются на наших глазах. Другие — будоражат воображение и заставляют нервно вздрагивать: ядерная дипломатия у берегов Крыма во время Второй Ялтинской конференции, игры спецслужб, покушения на президентов…
Русская «Альта» и американский «Дель» ведут философский спор о ценности человеческой жизни. Их диалог — это спор двух культурных кодов, запрограммированных в кремнии, и он страшновато точно диагностирует наш сегодняшний раскол. Опасно не создание суперинтеллекта, а соблазн подменить им Бога, сложить с себя груз ответственности. И первым это на себе ощутит сам Маск, когда его «мальчик» Дель начнёт оспаривать волю «творца».
«Альтернатива» — бодрый гибрид. Это и шпионский детектив, за которым следишь, затаив дыхание (признак отличного сюжета — время исчезает). И политический трактат, дающий пищу для жарких дискуссий. И глубокая философская притча о выборе, власти и человечности.
Рекомендую не просто к прочтению, а к вдумчивому обсуждению. После «Альтернативы» настоящее кажется чуть более зыбким, а будущее — куда более близким.





































