«С пикой на немцев»: Подвиг Кузьмы Крючкова в Первой мировой войне

18.12.2024, 23:49
Читать на сайте Baikal-news.ru

«С пикой на немцев»: Подвиг Кузьмы Крючкова в Первой мировой войне

Кузьма Крючков родился в 1890 году на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова. Как и все казачата, Кузьма отучился в станичной школе и в 1911 году был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий имени Ермака Тимофеева полк. К началу войны он уже имел чин приказного (соответствовал ефрейтору в армии) и считался опытным бойцом, что и продемонстрировал в первом же бою.

«Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважныя. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом»,

— так описал этот бой сам Кузьма.

В изложении самого казака все это выглядит почти обыденно, а ведь схлестнулись они с кавалеристами, которые всегда были элитой любой армии и имели соответствующую подготовку — тем невероятнее выглядит исход боя.

Первым об этом подвиге написал журнал «Нива» 23 августа 1914 года, в котором говорилось, что казак с четырьмя своими товарищами в разведке первым атаковал немецкий разъезд в 22 всадника, убив офицера.

За такой подвиг поздравлять казака приехал сам командующий армией — все четыре казака стали георгиевскими кавалерами, а Георгиевский крест 4-й степени за номером 5501, который получил Кузьма Крючков, стал первой георгиевской наградой, врученной на этой войне.

Об этом подвиге доложили императору и опубликовали в газетах — герой мгновенно стал знаменитостью, а было ему всего 24 года.

Крючков, отлежав после боя 5 суток в лазарете, вернулся в полк и получил отпуск на родину.

В дальнейшем были у него и новые бои, и новые раны, к счастью не смертельные, и новые награды. К концу войны он стал подхорунжим (первый офицерский чин в казачьих войсках), получил еще один георгиевский крест и две георгиевские медали.

#подвиг_русских

Царьград.ТВ — Не боимся говорить правду | Подпишись


Больше новостей на Baikal-news.ru