Главная такси-машина страны: Русская только с виду?

Главная такси-машина страны: Русская только с виду?

Главная такси-машина страны: Русская только с виду?

1 марта наступающего года в большинстве регионов России вступает в силу закон о локализации такси. Для того, чтобы машина попала в реестр такси, количество баллов локализации должно либо соответствовать планке, установленной для госзакупок (сейчас это 3200 баллов), либо автомобиль должен быть произведён в рамках СПИК — специального инвестиционного контракта, заключённого с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Уровень локализации – то есть выпуск автомобилей или их основных компонентов на территории России — оценивают с помощью системы баллов, которую правительство ввело в 2015 году, она действует для всего, что у нас производится.

Изначально идея была благая — предполагалось, что таким образом доступ к госзакупкам будут получать российские, а не зарубежные производители, что будет стимулировать их больше производить внутри России. Хорошее дело, но вот правила начисления баллов вызывают вопросы, говорится в новом расследовании Царьграда.

На первый взгляд всё просто: чем меньше в товаре иностранных компонентов, тем больше баллов он получит. Однако система подсчёта у автопроизводителей довольно запутанная: они получают баллы ещё и за технологические операции, которые совершают в России.

Свои баллы начисляют за отечественный металл в автомобиле, за коробку передач, трансмиссию, электронику, краску, обивку салона и много чего ещё. Сейчас среди автопроизводителей, чьи машины представлены на российском рынке, лидирует, конечно, ВАЗ, под который и принимали закон.

Но есть нюансы. В рамках Международного форума автомобилестроения IMAF директор центра анализа и прогнозирования отрасли ФГУП "НАМИ" Александр Горчаков заявил, что уровень локализации Lada Granta — всего 45,7%, а у других — ещё ниже. Позднее президент ВАЗа Максим Соколов заявил, что автомобили Lada имеют средний уровень локализации более 90%. Кто же прав? Как переводить баллы в проценты и обратно? А никак. Законодательство просто не предусматривает такого механизма!

Получается, что реальная локализация ВАЗовской продукции под большим вопросом. Как и её перспективы на рынке. В 2025 году продажи новых Lada ощутимо снизились: за январь — август реализовано 221 729 машин, на четверть меньше прошлогоднего результата.

Даже летние месяцы не смогли изменить тенденцию — в августе дилеры продали лишь 27,6 тысячи авто, что ниже стабильных показателей конца 2024 года, когда ежемесячно уходило по 35–45 тысяч машин.

Уж не для этого ли приняли закон? Если вазовская продукция плохо продаётся, может, "впарить" ее насильно? Ну, хотя бы таксистам?

"Я бы ещё понял этот закон как способ поддержать отечественного производителя. Но уровень локализации ВАЗа не 90%. Он никогда таким не был и не будет!"

— рассказывает глава Движения автомобилистов Российской Федерации Вячеслав Лысаков.

Ещё в советские годы эти машины делали по старой фиатовской лицензии, и они отставали от современности на 20-30 лет. Уровень локализации был 30-40%. Таким фактически он и остался, считает эксперт. Давно гуляют слухи, что многие детали для Lada Granta поставляются из Китая.

Что касается системы баллов, то, по мнению Лысакова, она именно на ВАЗ и "заточена". Всё сделано для того, чтобы только ВАЗы использовались в качестве такси.

Реальная локализация продукции "АвтоВаза" под большим вопросом. Если по мнению руководства завода, она 90%, то эксперты называют цифру 30–45%. Комфорт и безопасность автомобиля тоже не бесспорны (Царьград посвятил этому отдельное расследование): таксисты в крупных городах не спешат его использовать — "Лады" слишком часто ломаются да и клиентам не очень нравятся.

Баллы за локализацию не должны становиться главным критерием пригодности автомобиля такси к перевозке. Есть вещи важнее: например, здоровье и жизни тех, кто в машине едет.

Царьград.ТВ — Не боимся говорить правду | Подпишись

Царьград в МАХ

Источник: Telegram-канал "Царьград ТВ"

Топ

Лента новостей