Трампа и его команду по вопросу введения пошлин критикуют по всему миру

Трампа и его команду по вопросу введения пошлин критикуют по всему миру. Сейчас это выглядит как неудачная попытка, где Трампу пришлось в принципе отступить от задуманного, а в отношении Китая блеф не удался - дескать, китайцы не отступили, теперь Трамп с потерей лица будет отыгрывать обратно. И если промедлить с этим, то обвал на фондовом рынке и рост цен в американских магазинах из-за подорожавших китайских товаров ударит и по богатым, и по бедным.

Не согласимся. Трамп предельно быстро приучил весь мир к мысли, что пошлины будут, что политика Маккинли конца 19 века и сегодня эффективна для защиты рабочих мест, и восстановления промышленности. Будут ли пошлины 10% для всех, или выборочно будут вводиться более высокие пошлины для отдельных стран и групп товаров – по сравнению с абсурдными цифрами в 90 или 125% они уже будут выглядеть заведомо приемлемыми, на которые лучше сразу соглашаться и не вводить ничего в ответ.

Наверное, ошибкой было «проверять на прочность» Китай. Но – а что в этом проигрышного для Трампа? Китай, как и Россия, и силен, и уязвим одновременно в своем заведомом благоразумии и осторожности. Краткосрочно всегда заинтересован в сохранении статус кво и де-эскалации. Трамп проверил границы возможного. Сдаст в этом назад – общий замысел не пострадает. Китай не отступил, хотя в прошлый срок Трампа китайцы шли на компромисс, соглашались на сделки с увеличенными закупками американских товаров.

Влияние новых пошлин на розничную инфляцию в США преувеличено. Как и в России: сейчас главный вклад в инфляцию вносит финансовый и корпоративный сектор, а не издержки в цепочке поставок. В цене смартфона iPhone за 1000 долларов или кроссовок Nike за 150 долларов стоимость контрактного производства в Китае или Вьетнаме и доставки товара до США составляет одну десятую часть от розничной цены. Остальные затраты (и вся прибыль) происходят вне страны производства, внутри транснациональных корпораций. Даже 50% пошлины увеличат цену на полке менее чем на 10%. А вот если одновременно с новыми тарифами США вольют новые кредиты в предприятия реального сектора, реструктурируют имеющиеся кредиты – например, те же птицефермы и пресловутые куриные яйца – то это еще большой вопрос, что перевесит в расчете потребительской инфляции.

Конечно, риск инфляции есть в физическом прерывании поставок, как в случае микрочипов для автомобилей или наличия морских контейнеров во времена Ковид-19. Вот недоступность компонентов или товаров из Китая, включая из-за запретительно высоких пошлин, если администрация Трампа не отыграет их назад - это действительно ограничит предложение и повысит потребительские цены. И кстати – китайские чипы и смартфоны вчера вывели из действия новых пошлин.

Падение фондового рынка «сожгло» триллионы новых денег, созданных бюджетными тратами прежней администрации США. Рынок акций все еще выше начала 2024 года. Пострадавшие, поверившие в бесконечный рост акций Nvidia, сами виноваты: не надо играть в заурядную финансовую пирамиду. Эта история не затронет ни бедное большинство американских семей, пере-кредитованных и не могущих себе позволить одного больничного дня или любой неприятности, которую не покроет страховка, ни олигархию - «хозяев денег». Богатая часть среднего класса чуть позлится на уменьшившиеся сбережения на старость или на учебу ребенка в университете, но переживет, и их 5 - 10% всего населения.

Сказав «А» - Трампу придется говорить «Б» ! Тарифный протекционизм имеет смысл для восстановления промышленности, только если делаются шаги к восстановлению кредитования, финансирования реального сектора экономики, и к уменьшению «дани» населения и промышленности в пользу финансового сектора. Например, система частной медицины, поглощающая 17% (!!!) ВВП США. Действия Трампа в финансовом секторе уже в мае-июне станут сюрпризом не меньшим, чем спектакль с тарифами.

Источник: Telegram-канал "Политэконом", репост Николай Стариков

Топ

Лента новостей