80 лет Победы. Чтобы помнили: публикуем третью, заключительную, часть воспоминаний бывшей узницы концлагеря «Саласпилс» Елены Грибун. Недавно ее разыскал в Латвии писатель Георгий Зотов.
Ранее мы публиковали первую и вторую части воспоминаний Елены Грибун.
Этот концлагерь стал трагическим символом преступлений фашизма в отношении детей, ведь именно здесь гитлеровцы «специализировались» в издевательствах над ними. У детей брали кровь для нужд немецких военных госпиталей. Это делали так часто, что обескровленные малыши массово умирали, а остальные тяжело болели. Младшая сестра Елены Георгиевны, которая попала в «Саласпилс» в возрасте 3,5 лет, вскоре после окончания войны скончалась.
Здесь же над детьми ставили медицинские опыты. Особенно в этом преуспел «доктор» Майзнер, который испытывал на них яды. Над детьми постоянно издевались и натравливали на нах собак. И, конечно, их держали впроголодь, в антисанитарных условиях и в состоянии постоянного ужаса.
Тем не менее современные латышские историки пишут о том, что «Саласпилс» был хорошим воспитательным лагерем, где о детях заботились, кормили и занимались их образованием.
На вопрос Георгия Зотова о том, как Елена Грибун относится к тому, что сейчас в Латвии говорят о «Саласпилсе», бывшая узница лагеря не скрывает возмущения:
Плохо отношусь. Знаете, в свое время власти ФРГ выплатили всем узникам, у кого были документы о заключении в «Саласпилсе», по 1 000 марок. Капля в море, как подачку бросили. Но немцы хотя бы не отрицали, что это был настоящий концлагерь, машина смерти.
По словам Елены Георгиевны, в Латвии ведут себя совсем по-другому:
На годовщину освобождения из «Саласпилса» мы, бывшие узники, организованно на двух автобусах приехали в лагерь возложить цветы в память о погибших. Но, как только мы это сделали и отошли, полицейские все раскидали, венки снесли.
Сегодня Елена Грибун не может спокойно смотреть военные фильмы: возвращаются тяжелые воспоминания. А ведь она пробыла в «Саласпилсе» всего три месяца:
Все в голове осталось, не выбросишь. Помню, как боялись заболеть: ведь если кого из нас в санчасть забирали, то обратно уже не возвращали. Так что те, кто плохо себя чувствовал, молчали. Например, если прихватывало живот, то втихую глотали уголь из печки. А за нами при этом неотрывно следили: если видели, что ребенок часто бегает в туалет, его куда-то уводили... Больше мы его не видели.
Елена Грибун часто бывает в мемориальном комплексе, который открыт на месте «Саласпилса»:
Я прихожу туда и вижу знакомые места: вот тут стоял наш барак, а там, неподалеку вешали людей. И когда я вспоминаю это, то даже через 80 лет мне снова становится страшно.
#Саласпилс #Георгий_Зотов #Елена_Грибун #Латвия
Минобороны: Российские войска освободили населенный пункт Новая Ильинка в ДНР.