Константин Косачев: Итак, Еврокомиссия объявила, что «юридическим основанием» для конфискации российских активов является статья 122 Договора о функционировании ЕС (ДФЕС)

Константин Косачев: Итак, Еврокомиссия объявила, что «юридическим основанием» для конфискации российских активов является статья 122 Договора о функционировании ЕС (ДФЕС)

Итак, Еврокомиссия объявила, что «юридическим основанием» для конфискации российских активов является статья 122 Договора о функционировании ЕС (ДФЕС).

Чиновники ЕК очень долго пытались изобрести хоть какие-либо, даже самые ничтожные «основания» для оправдания своего воровства, но так ничего придумать не смогли (поскольку таковых в праве не существует). Вместо заумного регулирования решили просто ссылаться на положения своего внутреннего, европейского права.

Понятно, почему это сделано именно сейчас. Цель – срыв мирного переговорного процесса России и США, где в том числе на повестке дня судьба российских активов. Этот вопрос обсуждается без Европы, отсюда обида и стремление как можно скорее украсть.

Оставим политику в стороне. Объясняю, почему де-юре избранный европейцами путь никуда не приведет.

Первое. Читаем статью 122 ДФЕС:

«Совет по предложению Комиссии может в духе солидарности между государствами-членами принимать решение о мерах, соответствующих экономической ситуации, в частности, если возникают значительные трудности в снабжении определенными продуктами, особенно, в энергетической сфере».

Эта статья всегда толковалась и применялась как правовая основа для оказания «содействия международному развитию», когда государства-члены ЕС сталкиваются со стихийными бедствиями и другими ЧС. Об этом прямо говорится в п. 2 статьи 122, а также в разработанном на базе данных норм Регламенте ЕС № 2016/369 «Об оказании чрезвычайной помощи в рамках Союза». Получается подмена понятий.

Второе. Суверенные активы защищены международным правом. ЕС и его государства-члены являются участниками многочисленных международных конвенций, в том числе с участием России, о защите капиталовложений, положения которых четко определяют необходимость выплаты компенсации в случае совершения экспроприации активов.

Третье. Согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Таким образом, ссылки на статью 122 ДФЕС и любые другие положения европейского правопорядка являются по меньшей мере сомнительными.

Кроме того, нужно понимать, что Еврокомиссия и Совет ЕС неизбежно столкнутся с внутренним процедурным сопротивлением. Ведь замысел ссылки на статью 122 заключается в том, чтобы подменить правило консенсуса в ЕС «духом солидарности», где позиция здравого меньшинства не уважается огульным большинством. Отличный повод для Бельгии, Венгрии и других государств ЕС, осознающих всю противоправность происходящего и не желающих быть соучастниками, обжаловать позицию ЕК в Суде ЕС.

В России, тем временем, сегодня отмечают День юриста. С чем я и поздравляю своих коллег! Наше дело правое и правовое.

Автор: Константин Косачев

Топ

Лента новостей