ЦБ нашёл способ ударить по кошелькам граждан. Теперь – через ОСАГО
Автомобилистам придётся приготовиться к резкому удару по их кошелькам. С 9 декабря в очередной раз изменится система автострахования.
Страховщики объясняют реформу справедливостью, ЦБ утверждает, что это борьба с мошенниками. На практике же всё упирается в цифры. Вот они-то и тревожат автовладельцев.
Что стоит за этим – попытка навести порядок или ещё одна схема перераспределения денег?
Центробанк расширил тарифный коридор для ОСАГО. Теперь диапазон для легковых автомобилей, оформленных на физических лиц, составляет от 1399 до 8665 рублей, а для мотоциклов — от 155 до 4260 рублей. Для большинства видов транспорта коридор расширен на 15%, а для мотоциклов — на 40%. Изменения уже вступили в силу.
К базовой ставке применяются коэффициенты: за мощность двигателя, стаж водителя, историю аварий. Они формируют итоговую цену полиса для каждого конкретного случая. Кроме того, Центробанк обновил территориальные коэффициенты. В 20 регионах их снизили, а в 28 — повысили.
Российский союз автостраховщиков (РСА) связывает это с ростом случаев мошенничества по ОСАГО. Люди устраивают подставные аварии или намеренно повреждают машины, чтобы получить выплаты.
Регулятор опирается на статистику: с прошлого изменения тарифов в 2022 году средняя выплата по ОСАГО увеличилась примерно в полтора раза. При этом средняя цена полиса, по данным ЦБ и РСА, снизилась на 4–5%. Страховщики объясняют, что за это время ремонт и запчасти подорожали, и старые тарифы уже не соответствуют реальным расходам.
В публичных комментариях Банк России и участники рынка формулируют цель так: надо дать страховщикам возможность гибко назначать ставки, чтобы аккуратные водители платили меньше, а те, кто часто попадает в аварии, – больше. Регулятор говорит о "более точном учёте рисков водителей" и "справедливой стоимости полиса, соответствующей этому риску".
На этом месте возникает главный вопрос, который мы адресовали экспертам рынка: рост тарифов по ОСАГО – это действительно реакция на удорожание ремонтов и выплат или удобный момент, чтобы большую часть нагрузки переложить на автовладельцев?
Автоюрист Сергей Радько полагает, что скорее второе:
"Они всегда жалуются на убыточность этого вида бизнеса. И соответственно, когда сейчас у нас с 9 декабря расширился тариф на коридор ОСАГО, то есть верхняя планка выросла, – соответственно, тарифы будут опять выше. Если базовый тариф увеличился для легковушек на 1200 рублей, то, соответственно, полис вырастет как минимум на эту сумму. "
На словах новая система выглядит привлекательно: аккуратные водители платят меньше, нарушители – больше. Но расширенный тарифный коридор даёт страховщикам только право поднять цену до верхней границы. Обязанности снижать тарифы для "хороших" клиентов у них нет.
Проблема шире, чем просто тарифы ОСАГО. В последние месяцы нас снова бьют по карману – от повышения НДС до 22% до так называемых утильсборов. Поэтому автострахование здесь только один из рычагов.
История с новым ОСАГО – часть общего тренда. Людей везде заставляют платить больше.
Вместо того чтобы за счёт инвестиций, развития бизнеса, локализации запчастей и сервисов расширять базу доходов, включают самый простой режим – закрутить гайки и поднять тариф.
ОСАГО здесь не выглядит исключением.








































