Большую часть года Банк России снижал номинальную ключевую ставку. С 21% в пять приемов она была сокращена до 16% годовых. То есть сразу на пять процентных пунктов менее чем за год — внешне процесс выглядит впечатляющим, а смягчение ДКП — вроде бы очевидным.
Однако реальная ставка — за вычетом инфляции — осталась фактически такой же противоестественно (для развитых экономик) высокой.
Снизить номинальный ключевой индикатор сильнее и тем самым сократить реальный ЦБ не дали прежде всего инфляционные ожидания. Как бизнеса, так и населения.
Нынешний всплеск ожиданий роста цен очевидным образом связан с достаточно неожиданным и проведенным вопреки прежним планам властей решением увеличить ставку НДС для всех и поднять фискальные платежи для отдельных секторов (МСП, IT, утильсбор). К этому добавляется ожидаемая индексация тарифов ЖКХ.
В итоге население, еще толком не осознавшее эффекты от прошлогоднего поднятия НДФЛ, сейчас ждет ускорения роста цен, а бизнес, только недавно переживший увеличение налога на прибыль,— своих издержек (которые также будут переложены в цены).










































