"Порядок надо навести" – важное заявление президента. Диаспорам пора напрячься - Путин нанёс по "Садоводу"?
Это заседание Совета по стратегическому развитию и национальным целям стало особенным: Владимир Путин говорил не только о стратегических горизонтах и ориентирах, но и о провалах, недоборах и системных проблемах текущей модели экономического развития.
Фактически была зафиксирована простая вещь: прежние механизмы либо исчерпали себя, либо демонстрируют крайне низкую результативность. Из всего сказанного по экономике важны два блока: дальнейшее обеление рынка и провал по производительности труда.
Действительно, процесс обеления за минувшие 5 лет дал заметный фискальный эффект. Во многом это происходило благодаря тому, что Михаил Мишустин, ещё руководя ФНС, заложил архитектуру цифрового налогового контроля. Цепочки НДС, прослеживаемость поставок, онлайн-кассы, маркировка и автоматическое сопоставление потоков резко сузили пространство для серых схем.
Всё это отражается в цифрах. Рост доходов бюджета более чем в два раза — это следствие как ускорения экономики, так и результат вывода из тени триллионных оборотов. При этом потенциал дальнейшего обеления остаётся высоким.
При этом в серой зоне по-прежнему находится 10–12% ВВП — до 25 трлн рублей ежегодного оборота. Одно из ключевых направлений – дробление бизнеса на маркетплейсах и серый импорт. Потери бюджета здесь оцениваются минимум в сотни миллиардов рублей в год.
Ещё более масштабный перекос – институт самозанятых. Их численность приближается к 15 млн человек. И если изначально режим создавался для микрозанятости, то сегодня он используется как легальный механизм ухода от страховых взносов и полноценного подоходного налога.
Потери бюджетной системы и социальных фондов оцениваются в диапазоне 500 млрд – 1 трлн рублей в год. Это уже прямой фактор подрыва устойчивости пенсионной, медицинской и страховой системы. Уже сегодня институт самозанятых несовместим с долгосрочным бюджетным балансом, однако его демонтаж отложен как минимум до 2028 года.
Отдельный акцент президент сделал на необходимости усиления контроля за обращением наличных денег. И это удар по конкретной инфраструктуре теневой экономики – по оптовым рынкам и полулегальным торговым хабам, через которые проходят контрабанда, контрафакт и серый импорт.
Такие площадки как "Фудсити" и "Садовод" давно превратились в центры финансово-экономического криминала, вокруг которых формируются замкнутые этнические анклавы со своей неформальной системой управления и защиты. Усиление контроля за наличными фактически означает демонтаж финансового фундамента этой модели.
"Речь о том, чтобы устранить незаконный оборот продукции на оптовых и розничных рынках, а также в цифровом пространстве. Здесь нам не нужно никаких массовых набегов. Но порядок надо навести обязательно и на оптовых, и на розничных рынках, сократить нелегальную занятость, которая нарушает права граждан России, усилить контроль за обращением наличных денег",
– подчеркнул глава государства.
Вторая тема – производительность труда более критична с точки зрения долгосрочной траектории экономического развития. Именно она определяет потолок роста ВВП без экстенсивного наращивания трудовых ресурсов. Однако профильный национальный проект фактически провален. Ключевая управленческая ошибка – рассинхрон между структурой занятости и фокусом госполитики.
Недовольство президента логично. При дефиците рабочей силы в 1,5–2 млн человек рост производительности – это единственный эффективный способ расширения выпуска. Это также инструмент сдерживания миграционных потоков, ускорения технологического обновления и роста реальных доходов граждан.
Это означает, что экономика входит в этап серьёзного пересмотра привычных правил игры. Обеление больше не точечная кампания, а превращается в системную зачистку серого и квазилегального контура.






































