Пуховикам и не снилось: гид по русской зимней одежде прошлого
Зимний гардероб русского человека в прошлых столетиях можно было буквально «прочитать» руками и глазами. Он рассказывал о владельце всё: о его достатке, сословии, роде занятий и даже о географии.
Вот, например, знаете ли вы, чем вологодский тулуп отличался от астраханского? А это ведь был настоящий невербальный код, как бы зашифрованный в материалах.
Все явки и пароли рассекречиваем!
Главным ключом к этому «коду» был весьма распространенный кожух — грубая «броня» из цельных овечьих шкур. Такой себе язык земли и тяжёлого труда. Его сменил более утончённый вариант — тулуп. Вот здесь важным маркером была длина: долгополый был для дороги, а короткий для города.
Для служилого сословия предназначалась бекеша: укороченный, строгий кафтан с меховой оторочкой. Статный и теплый.
Вершиной же материальной иерархии, как, впрочем, и поныне, была шуба. Сначала её, как и тулуп, покрывали тканью, позже стали щеголять мехом наружу.
Простолюдины носили поддёвку — простую верхнюю одежду из грубого сукна с ватной подкладкой.
Женщины из купеческого сословия выбирали объёмный салоп, говоривший о консервативном достатке, а светские дамы — изящный бурнус из тонкого сукна, тут, так сказать, оммаж парижской моде и лёгкости.
Носили наши предки и шинель. Если что, это не только военная форма. Так могло называться и обычное пальто, как у условного гоголевского Акакия Акакиевича.










































