"Вера в Бога, искренняя и глубокая, с ранних лет и до последнего земного часа"
По воспоминаниям близких людей, последний император Российской империи Николай II был очень религиозным человеком. Ещё будучи цесаревичем, он писал матери Марии Фёдоровне:
"Во всем волен Бог один, Он делает все для нашего блага, и нужно с молитвой покориться Его святой воле! Это верно, но иногда чрезвычайно тяжело!"
Надо сказать, что глубоким религиозным чувством отличалась и сама Мария Фёдоровна, поэтому мысли будущего императора находили горячий отзыв в её сердце — ведь он делился с ней тем самым заветным, что хранилось в его душе.
Протопресвитер Георгий Шавельский вспоминал, что во все праздничные и воскресные дни и накануне их государь посещал штабную церковь. Пропуски в этом отношении были чрезвычайно редки и всегда вызывались какими-либо особыми причинами.
Он не раз слышал от Николая II:
"Как-то тяжело бывает на душе, когда не сходишь в праздник в церковь".
В своих мемуарах протопресвитер писал, государь никогда не приседал на стул во время богослужения, слушал всегда со вниманием, часто осеняя себя крестным знамением. А во время пения "Тебе поем" и "Отче наш" на литургии, "Слава в вышних Богу" на всенощной становился на колени, кладя истовые земные поклоны.
"Всё это делалось просто, скромно, со смирением. Вообще, о религиозности Государя надо сказать, что она была искренней и прочной. Государь принадлежал к числу тех счастливых натур, которые веруют, не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений. Религия давала ему то, что он более всего искал, – успокоение. И он дорожил этим и пользовался религией, как чудодейственным бальзамом, который подкрепляет душу в трудные минуты и всегда будит в ней светлые надежды".






































