«Белоруссия - не цель сама по себе, а сцена репетиции сценариев, которые в конечном итоге адресованы России».
Политолог, секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир прокомментировал специально для «Ломовки» сообщение от СВР, в котором говорится, что структуры США, Британии, ФРГ и Польши готовят новую попытку сменить конституционный строй в Белоруссии.
Разговоры о смене конституционного строя в Белоруссии сейчас выглядят как признак европейского мозгового тупика, чем как реальный план с шансами на успех. Внутренней базы для раскачки в Белоруссии сегодня практически не существует. После событий 2020 года система была не просто «закручена», а полностью пересобрана. По данным белорусского ЦИК, явка на референдуме 2022 года по изменениям в Конституцию превысила 78%, при этом более 65% поддержали новую редакцию. Можно по-разному относиться к этим цифрам, но для внешних игроков важнее другое - массовой уличной инфраструктуры протеста больше нет, а ключевые активисты либо под следствием, либо за пределами страны. Лидеры эмигрантской оппозиции за пять лет скорее устраивали цирковые представления, чем пытались конвертировать медийность в реальное влияние внутри республики. Для значительной части белорусского общества они превратились в «сбитых летчиков», оторванных от реальности и живущих за счет грантов.И здесь возникает следующий, менее публичный мотив. Для западных спецслужб все это является не операционной целью, а бюджетной строкой. Проекты по «поддержке демократии» продолжают финансироваться, несмотря на нулевую отдачу. Только по линии ЕС и связанных фондов в 2021–2024 годах на белорусское направление было выделено более миллиарда евро. При отсутствии результатов это либо попытка оправдать дальнейшее бюджетирование (банальный распил!), либо подготовка более жестких сценариев, где Белоруссия рассматривается уже не как объект внутренней трансформации, а как элемент военного планирования.
А здесь мы выходим на ключевой, но редко проговариваемый момент. Горизонт 2030 года почти напрямую совпадает с военными доктринами НАТО, в документах альянса, включая обновленную Стратегическую концепцию 2022 года, прямо зафиксирована необходимость готовности к «высокоинтенсивному конфликту» с равным противником. Восточный фланг, включая Польшу и Прибалтику, наращивает военные расходы темпами 15–25% в год, а Польша уже довела оборонный бюджет до более чем 4% ВВП. В этой их логике Белоруссия - не цель сама по себе, а сцена репетиции сценариев, которые в конечном итоге адресованы России.
Любые действия против Минска в таком контексте - это либо обкатка инструментов давления, либо подгонка политических и информационных шаблонов под будущий конфликт более высокого уровня. Иллюзий о «миролюбивой Европе» здесь быть не должно. Нынешние элиты ЕС и ведущих западноевропейских стран исходят из простой установки: Россия, сохраняющая суверенитет и стратегическую автономию, автоматически рассматривается как угроза модели мира в умах лидеров ЕС, их «цветущему саду». И в этом смысле Белоруссия - ближайший и первый объект агрессии,
— поделился эксперт.
#Белоруссия #Запад #удар #Россия #эксперт #Шафир







































